МАИ / Факультет «Двигатели летательных аппаратов»
ТЕРЕНТЬЕВ<br /> Вадим Васильевич
  • ТЕРЕНТЬЕВ
    Вадим Васильевич
  • Директор РЦ,
    зам. начальника отдела РВЦ-2

Ресурсный центр в области авиастроения PDF Печать E-mail

В 2008 году МАИ получил грант проекта «Организация и развитие сетевого взаимодействия Московского авиационного института (государственного технического университета) с научными и производственными организациями в интересах кадрового обеспечения крупных национальных и региональных проектов в области авиастроения» в рамках реализации ФЦП «Развитие образования на 2006—2010 годы» мероприятие 16. «Формирование в системе высшего профессионального образования общенациональных университетов и системообразующих вузов» (60 млн. руб.).

ЗАДАЧИ РЦ МАИ

Модернизация пилотажныx стендов для обеспечения проведения летной практики студентов проектно-конструкторских специальностей, разработки новых образовательных программ целевой подготовки студентов по заказам предприятий отрасли, повышения уровня организации учебного процесса и научных исследований, организации устойчивых связей с предприятиями.

Создание учебного Ситуационного Центра по обеспечению навигации летательных аппаратов и информационного обмена с ними, решающего задачи мониторинга текущего состояния летательных аппаратов, поиска аварийных летательных аппаратов, а также организации проведения спасательных операций с использованием данных навигационной системы ГЛОНАСС и системы поиска аварийных судов КОСПАС и организацией аварийных каналов радиосвязи через низкоорбитальные космические аппараты и УКВ радиостанции.

Создание учебно-научной лаборатории «Высокочастотная техника и радиоизмерения», что позволит существенно повысить качество подготовки специалистов по разработке и анализу бортового радиоэлектронного оборудования, а также существенно расширить проведение НИОКР по созданию и модернизации бортовых систем радиолокации и радиоуправления для самолетов 5-го поколения.

Создание учебно-научно-производственного центра быстрого прототипирования сложных технических изделий и технологических процессов производства, что позволит реализовать образовательные программы подготовки кадров, владеющих современными IP-технологиями сквозного виртуального проектирования изделий авиационной техники 5-го поколения.

Учебно-лабораторный комплекс направления
«Сквозная технология»
Ресурсного центра в области авиастроения (РЦ МАИ)

Предназначен для подготовки специалистов, владеющих современными технологиями и средствами производства сложных технических изделий.

ОСНОВАНИЯ

  • «Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 годы» (ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства от 23 декабря 2005 года N 803). Цель ФЦП: Реализация приоритетных направлений развития образовательной системы РФ, совершенствования содержания и технологий образования, развития системы обеспечения качества образовательных услуг, повышения эффективности управления и совершенствования экономических механизмов в сфере образования.
  • Проект института «Организация и развитие сетевого взаимодействия Московского авиационного института с научными и производственными организациями в интересах кадрового обеспечения крупных национальных и региональных проектов в области авиастроения», утвержденный Советом аналитической ведомственной ЦП «Развитие научного потенциала ВШ (2009- 2010 годы), включенной в ФЦП развития образования на 2006–2010 г.г.
  • Решение Ученого Совета МАИ, по протоколу № 9 от «27» октября 2008г. Приказ ректора о создании в структуре института Ресурсного Центра в области авиастроения (РЦ МАИ) и утверждении направления «Сквозная технология».
  • Реализция Лота №1 Госзакупки. «Поставка оборудования вузу, отобранному по результатам открытого творческого конкурса проектов по организации и развитию систем взаимодействия учреждений ВПО с научными и производственными организациями в интересах кадрового обеспечения крупных национальных и региональных проектов в области авиастроения»:
  1. Многофункциональный обрабатывающий центр.
  2. Прототипирующая стереолитографическая машина.
  3. Система вакуумного литья в эластичные формы.
  4. Система лазерного сканирования.
  5. 3D-принтер.
  6. Стереоувелиитель визуального контроля.


ТЕХНОЛОГИЯ ВЫПОЛНЯЕМЫХ РАБОТ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «СКВОЗНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ»

Основу изучаемой технологии выполнения работ на комплексе направления «Сквозная технология» РЦ МАИ составляет процесс последовательного освоения средствами и методами, применяемыми в современных жизненных циклах сложных технических изделий авиастроения при разработке и отладке технологических процессов выпуска продукции с непрерывным контролем качества на различных этапах.

Учебно-лабораторный комплекс производственно-технологического оборудования включен в действующие компьютерные инфраструктуры факультета и института, что позволяет интегрировать его с отлаженными проектно-конструкторскими системами и организовать интерактивное взаимодействие распределенных по удаленным учебно-научным подразделениям МАИ инструментальных комплексов моделирования и проектирования, поддерживающих технологии CAD/CAE/CAM и CALS.

В этих подразделениях создаются концептуальные цифровые образы проектируемых изделий и технологий их производства. Эти цифровые образы становятся мастер-моделями и рекурсивно доводятся до оптимального результата виртуальными студенческими и аспирантскими коллективами в процессе изучения особенностей создания продукции.

Получив от проектировщика мастер-модель, (1) оператор с помощью 3D-принтера из полимерной пленки изготавливает модель, которая проходит предварительный контроль с помощью либо (2) Стереоувеличителя визуального контроля, либо с помощью (3) Системы лазерного сканирования, который создает цифровой набор контрольных точек (облако точек), которое сравнивается с данными мастер-модели, которая может корректироваться до совпадения. (4) В случае совпадения данных и по необходимости из эпоксидных полимеров выполняется прототип изделия с помощью Прототипирующей стереолитографической машины. Изготовленный прототип подвергается операции (3) и после необходимой корректировки и в соответствии с выбранной технологией текущие данные мастер-модели доставляются либо (5) оператору Системы вакуумного литья в эластичные формы, либо (6) оператору Многофункционального обрабатывающего центра, которые создают управляющие программы обработки и выполняют окончательный выпуск продукции. Процесс заканчивается операциями (2), (3), актом выполненных работ и автоматизированным выпуском комплекта проектно-конструкторской и технологической документации.

Следует подчеркнуть, что мастер-модель изделия является основным объектом, интерактивно изменяемым в процессе оптимизации изделия, технологии его изготовления и рабочих процессов систем авиастроения, в которые входит создаваемая интеллектуальным комплексом продукция, а распределение прав доступа к редактированию любых данных назначается руководителем проекта (педагогом), а в компьютерной инфраструктуре должна обеспечиваться настройка систем защиты информационного сопровождения изделия от несанкционированного доступа.

Пример набора технологических и производственных операций, который в различных вариантах проведения учебного или исследовательского процессов доступен для детального освоения студентами, аспирантами или стажерами.

ИЗГОТОВЛЕНИЕ СТЕРЕОЛИТОГРАФИЧЕСКИХ МОДЕЛЕЙ ИЗ ФОТОПОЛИМЕРОВ

  • Подготовка установки к работе (заправка необходимыми компонентами материалов, регулировки и настройки, в том числе компьютерной программы, установка поддона и т.д.
  • Выращивание модели.
  • Химическая очистка выращенной модели.
  • Отверждение модели ультрафиолетом в аппарате доотверждения.
  • Механическая обработка полученной модели (удаление так называемых поддержек, зачистка и шлифовка поверхностей).
  • Покраска модели в вытяжном шкафу.
  • Очистка лотка и подготовка его для выращивания очередной модели.

Прототипирующая стереолитографическая машина Viper Si2 (3D Systems, США)

Размеры в упаковке 1680х1020х2110 мм 
Размеры 1340х860х1780 мм
Вес 463 кг
Питание Категория безопасности третья, Сеть 220V, 7А, 3КВт
Кондиционирование Температура помещения 20-26 оС
Изменение температуры не более 2 оС/час
Влажность воздуха 20-50% без образования конденсата
Требования к установке Недопустимы колебания пола (значения уточняются)
Недопустимо присутствие магнитных полей в зоне установки (значения уточняются)
Камера для полимеризации материала
Размеры 148,6х77,5х67,3 см
Вес 130 кг
Электропитание Сеть 220V, 10А

ПОЛУЧЕНИЕ КОПИИ МОДЕЛИ

  • Подготовка мастер-модели (ММ) для изготовления эластичной литьевой формы (нанесение полиэфирной шпатлевки, выявительная окраска, шлифовка поверхностей ММ).
  • Изготовление опалубки.
  • Размещение ММ в опалубке.
  • Подготовка материалов к заливке (взвешивание компонентов, подогрев в термошкафу, смешивание в миксере…).
  • Размещение опалубки с ММ в установке вакуумного литья, выдержка там при определенных условиях, остывание.
  • Разрезка полученной эластичной формы (ЭФ) и её доработка (удаление облоя, шпаклевка раковин…).
  • Сборка полученной ЭФ и подготовка её к заливке воском или пластиком (обмазка, обмотка скочем…).
  • Подготовка к заливке воска или смеси (взвешивание, подогрев, смешивание…).
  • Размещение ЭФ в МСР, заливка смеси, выдержка при определенных условиях, остывание…
  • Извлечение полученной копии модели и её подготовка для сдачи в литейное производство.


Система MCP-HEK C5/01 (Германия) для вакуумного литья в эластичные формы

Размеры H 1175 x W 900 x D 595 mm
Вес 195 kg
Электропитание Категория безопасности третья, 220В, до15А, 5 КВт
Кондиционирование Специальных требований нет
Требования к установке Необходимо подключение вакуумного насоса к вентиляции 
Термошкаф Hot Air Drying Chamber VGO 210 SR, 2 шт
Размеры W 1032 x D 745 x H 799 mm
Вес 95 kg
Номинальная мощность 2,50 КВт
Электропитание Сеть 220V, сила тока уточняется (до15А), 5 КВт

 
© «Двигатели летательных аппаратов», 2011